3OS

Лексикон 3ОС. Общие положения


Определение - характеристика


3ОС (ОООС) - Объектно-Ориентированная Операционная Система. Предназначена для обеспечения взаимодействия между клиентом и сервером, а также повышения эффективности использования аппаратных средств путем рационального управления их ресурсами. Термин - Объектно-Ориентированная - означает, что в основе принятой модели лежит объектно-ориентированный подход к организации данных. Он заключается в том, что любая информационная структура рассматривается в качестве некоего целостного образования - объекта, который может быть полностью описан на основе аппарата классов.

В общем случае Операционная Система (ОС) может состоять из следующих функционально независимых модулей: ядра, драйверов, сервисов и приложений.


Клиент - объект (устройство, приложение или пользователь), инициирующий запрос к серверу с целью использования ресурсов другого объекта.


Сервер - объект, предоставляющий ресурсы другому объекту, согласно полученному от клиента запросу.


Программа - упорядоченная последовательность предложений языка программирования (команд), описывающих определенный алгоритм решения задачи.

Обычно, термин "программа" используется в качестве синонима термину "выполняемый модуль" ОС.


Модуль - унифицированный функциональный узел (элемент), имеющий законченное оформление и средства сопряжения с другими узлами, выполняющий определенную функцию и легко заменяемый в случае отказа. Часто используется для обозначения единицы программного обеспечения.


Выполняемый модуль - программный элемент (модуль) ОС, находящийся в оперативной памяти и предназначенный для выполнения определенного ряда действий.


Узел - точка, в которой одно или несколько функциональных устройств соединяют каналы передачи данных.


Узел 3ОС - некое функциональное, подключенное к сети (или кластеру) устройство (компьютер) с операционной системой 3ОС, выступающее в качестве клиента или сервера удаленного объекта.
  Поскольку схема именования узлов 3ОС не зависит от архитектуры сети (кластера), имена узлов 3ОС носят глобально уникальный характер.


Контейнер - объект (устройство, приложение), содержащий другие объекты.


Интерфейс - совокупность аппаратных и программных средств, предназначенных для осуществления обмена информацией между различными объектами.

Применительно к объектам 3ОС, понятие "интерфейс" означает набор предоставляемых объектом методов, доступных для вызова внешним объектам.


Идентификатор - уникальное (в пределах пространства имен), зарезервированное системой имя объекта.


Глобально уникальный идентификатор - глобальный идентификатор, однозначно определяющий местонахождение объекта в принадлежащем узлам 3ОС пространстве.


Пространство имен - именованная область видимости объекта.


Адрес - уникальное N-разрядное число, присваиваемое объекту для идентификации его местоположения в адресном пространстве оперативной памяти.


Адресное пространство - совокупность ячеек оперативной памяти (числом 2n, где n - число разрядов для представления адреса), к которым можно обращаться с использованием реального (физического) адреса.

В большинстве случаев объем адресного пространства превышает число физических адресов. Для получения реального адреса из заданного необходимо использовать отображение адреса в соответствие с какой-либо схемой адресации.

В 3ОС, в силу изолированности различных адресных пространств друг от друга, непосредственный вызов объекта, находящегося в другом адресном пространстве, не возможен.


Квант времени - количество процессорного времени, выделяемого ОС приложению, по истечении которого происходит переключение на выполнение другой задачи. Для каждого приложения может существовать свой собственный, специфический квант времени. Измеряется в долях секунды.