Лексикон 3ОС. Общие положения |
Определение - характеристика
3ОС (ОООС) - Объектно-Ориентированная
Операционная Система. Предназначена для обеспечения взаимодействия
между клиентом и сервером, а также повышения
эффективности использования аппаратных средств путем рационального управления их
ресурсами. Термин - Объектно-Ориентированная
- означает, что в основе принятой модели лежит объектно-ориентированный подход к
организации данных. Он заключается в том, что любая информационная структура рассматривается
в качестве некоего целостного образования - объекта,
который может быть полностью описан на основе аппарата классов.
В общем случае Операционная Система (ОС) может состоять из следующих функционально
независимых модулей: ядра, драйверов,
сервисов и приложений.
Клиент - объект (устройство, приложение или пользователь), инициирующий запрос к серверу с целью использования ресурсов другого объекта.
Сервер - объект, предоставляющий ресурсы другому объекту, согласно полученному от клиента запросу.
Программа - упорядоченная последовательность
предложений языка программирования (команд), описывающих определенный
алгоритм решения задачи.
Обычно, термин "программа" используется в качестве синонима термину
"выполняемый модуль" ОС.
Модуль - унифицированный функциональный узел (элемент), имеющий законченное оформление и средства сопряжения с другими узлами, выполняющий определенную функцию и легко заменяемый в случае отказа. Часто используется для обозначения единицы программного обеспечения.
Выполняемый модуль - программный элемент (модуль) ОС, находящийся в оперативной памяти и предназначенный для выполнения определенного ряда действий.
Узел - точка, в которой одно или несколько функциональных устройств соединяют каналы передачи данных.
Узел 3ОС - некое функциональное, подключенное к
сети (или кластеру) устройство (компьютер) с операционной системой 3ОС,
выступающее в качестве клиента или сервера
удаленного объекта.
Поскольку схема именования узлов 3ОС не зависит от архитектуры сети (кластера),
имена узлов 3ОС носят глобально уникальный характер.
Контейнер - объект (устройство, приложение), содержащий другие объекты.
Интерфейс - совокупность аппаратных и программных
средств, предназначенных для осуществления обмена информацией между различными объектами.
Применительно к объектам 3ОС, понятие "интерфейс" означает набор предоставляемых
объектом методов, доступных для вызова внешним объектам.
Идентификатор - уникальное (в пределах пространства имен), зарезервированное системой имя объекта.
Глобально уникальный идентификатор - глобальный идентификатор, однозначно определяющий местонахождение объекта в принадлежащем узлам 3ОС пространстве.
Пространство имен - именованная область видимости объекта.
Адрес - уникальное N-разрядное число, присваиваемое объекту для идентификации его местоположения в адресном пространстве оперативной памяти.
Адресное пространство - совокупность ячеек
оперативной памяти (числом 2n, где n - число разрядов для представления
адреса), к которым можно обращаться с использованием реального (физического)
адреса.
В большинстве случаев объем адресного пространства превышает число физических
адресов. Для получения реального адреса из заданного необходимо использовать
отображение адреса в соответствие с какой-либо схемой адресации.
В 3ОС, в силу изолированности различных адресных пространств друг от друга,
непосредственный вызов объекта, находящегося в другом адресном пространстве,
не возможен.
Квант времени - количество процессорного времени, выделяемого ОС приложению, по истечении которого происходит переключение на выполнение другой задачи. Для каждого приложения может существовать свой собственный, специфический квант времени. Измеряется в долях секунды.