Часто задаваемые вопросы (ЧаВо - FAQ)Версия от 19.12.2003 |
3ОС как операционная система |
Проект 3ОС |
3ОС - операционная система широкого назначения. Система создается с нуля и базируется на нескольких основных принципах, в числе которых микроядро и объектная ориентация (ОО).
Название 3ОС - сокращение от ОООС - Объектно-Ориентированная операционная система. Соответственно, по-английски будет 3OS - Object Oriented Operation System.
Кроме этого, в основе программной части системы будет лежать набор объектов (интерфейсов), образующих в совокупности дерево наследования. Следовательно, английская интерпретация слова "3" (tree - дерево) также применима в качестве характеристики ОС.
Предполагается сделать 3ОС параметризируемой и масштабируемой, чтобы ее клоны можно было использовать как в качестве embedded-системы портативных устройств, так и на серверах и кластерах. В настоящий момент ведется разработка двух ветвей системы - для настольных компьютеров и для встроенных систем.
Пока 3ОС разрабатывается на платформе x86 (IA-32), но возможен ее перенос на другие платформы (AMD Opteron, ARM и пр.). Для переноса 3ОС на другую платформу потребуется переписать все аппаратно-зависимые части и перекомпилировать исходники на новой платформе.
Мы создаем не "еще одну ОС", вроде клона UNIX/Linux, а действительно новую операционную систему. Разработка 3ОС ведется с нуля. Изначально 3ОС задумывалась как генеральная чистка концепций.
Все используемые сейчас ОС, созданы в прошлом веке и тянут за собой наследие нескольких предыдущих поколений систем, начиная с 70-х годов прошлого века. Многие понятия за это время не просто устарели, а являются сильнейшим тормозом в развитии как самих ОС, так и прогресса ИТ в целом.
Все крупные разработчики ОС связаны по рукам и ногам требованиями совместимости со старыми версиями системы, и следовательно, со старыми концепциями. А в 3ОС вначале будет реализовано все прогрессивное, что по соображениям совместимости не реализовали коммерческие разработчики ОС, а потом уже будет сделан шаг к обратной совместимости с существующими концепциями.
На данном этапе - нет. Идей и исходников не жалко - может Вам удастся что-то улучшить?
Возможно, в будущем появятся клоны 3ОС, которые будут разрабатываться на коммерческой основе, но они будут существовать одновременно с бесплатной версией.
В настоящий момент в коде реализована только альфа-версия ядра. Оно будет выложено для скачивания всеми желающими в январе 2004 года.
Как записано в постановке задачи по 3ОС - сроки выполнения задания не определены. Как говорится, поживем - увидим.
Начиная с 1998 года в Сети существовал проект RU-OS, организованный Максом Авиловым. В 2000 году проект заглох. Примерно с того же времени на него был подписан Олег Шимчик aka Wanderer (ранее VICH). В июле 2002 года Олег решил возродить проект создания ОС и взять управление в свои руки.
Официальной датой рождения 3ОС считается 14 июля 2002 года, хотя непосредственно проект под названием "3ОС" был создан месяцем позднее - 16 августа 2002 года.
В настоящий момент в группе разработчиков 22 человека. Количество сочувствующих и сопереживающих можно оценить из количества зарегистрировавшихся на сервере.
Состав разработчиков 3ОС полностью русскоязычный. Среди нас - жители из стран СНГ и Балтии, а также иммигранты из бывшего СССР в дальнем зарубежье.
На данный момент координатор проекта - Химов Роман, сокоординатор - Владислав Джавадов. Разработку ядра возглавляет Алексей Сугоняев.
Основная группа разработчиков занята выработкой теоретической базы, идеологии ОС и ее базовым проектированием. По мере осмысления теории будут облекаться в форму документов и публиковаться на сайте.
Подгруппа ядра ведет работу одновременно над концепцией ядра и реализует его в коде.
В настоящий момент определенные наработки уже имеются, но пока они недоступны для публичного просмотра. Если Вы все-таки хотите получить текущую (рабочую) версию ядра или документации 3ОС, обратитесь к координаторам проекта.
В настоящий момент прием новых участников в проект не ведется. Исключение может быть сделано координаторами по рекомендации кого-либо из участников проекта, либо если вы обладаете знаниями, могущими быть полезными проекту.
На данном этапе нам в первую очередь нужны теоретики и разработчики компиляторов языков программирования.
Это зависит от того, что Вы умеете делать. К примеру, если Вы разбираетесь в 3D-графике, то можете помочь с проектированием 3D-интерфейса (хотя будет это достаточно нескоро), если разбираетесь в Web-дизайне, можете помочь с сайтом и т. д.
В конце концов, Вы можете просто помочь тем, что выскажетесь насчет того, какой должна быть 3ОС c вашей точки зрения.